Наверняка вы слышали фразу “когнитивные способности» или “когнитивные навыки». Но что она означает и какие именно навыки или способности можно отнести к когнитивным? Ответ – в материале.
Когнитивные навыки, утверждает автор, представляют собой умственные способности, связанные с тем, как мозг обрабатывает информацию об окружающем мире. Другими словами, это то, что человек воспринимает при помощи органов чувств, а также его рассуждения и мысли.
Есть несколько типов и подтипов когнитивных навыков.
-
Внимание. Оно может быть устойчивым, сфокусированным, избирательным, переключающимся, распределённым или ограниченным. Всё это – разные виды способностей человека.
-
Память. Подразделяется он на кратковременную, долгосрочную и сенсорную (благодаря ей мы помним ощущения).
-
Логика и мышление. Другими словами, к когнитивным навыкам относится способность мыслить логически о разных явлениях. Отсюда – абстрактное, критическое, этическое мышление (в зависимости от типов этих явлений).
-
Визуальная и слуховая память. Благодаря этому когнитивному навыку мы можем использовать зрение и слух, чтобы получать какую-то информацию, расшифровывать её и извлекать нужные данные.
-
Обработка языковых данных. Другими словами, это способность понимать, что сказано или написано собеседником. При этом исследования демонстрируют, что если родной язык не был усвоен в детстве и в раннем возрасте, то позже это будет сделать сложно. А вот со вторым языком всё несколько иначе: дети его усваивают через подражание и восприятие, взрослые – через жизненный опыт и навыки решения проблем.
-
Скорость обработки информации. То есть это время, которое нужно человеку для выполнения интеллектуальной задачи.
-
Мышление. Сюда входит и способность думать о мышлении (метакогниция). Эта способность помогает лучше учиться.
-
Торможение ответных реакций и регуляция эмоций. Первое представляет собой способность сдерживать “автоматическую» реакцию на какое-либо явление. Второе позволяет человеку управлять своими эмоциями.
Помимо когнитивных, есть ещё некогнитивные навыки. К ним относятся мотивация, умение работать в команде, самодисциплина, организованность, способность ставить цели, социальная осведомлённость и пр. В целом это те навыки, которые связаны с мотивацией, взаимодействием с другими людьми, порядочностью.
Вообще без когнитивных навыков человек вряд ли смог бы выжить. Они – основа жизнедеятельности. Разве можно представить жизнь без способности запоминать что-либо или без умения обращать внимание на два объекта одновременно? Начинают формироваться такие навыки в детстве, когда мозг более гибок: поэтому ребёнок усваивает всё гораздо быстрее взрослого.
Источник: Ferra