Как поживают частные космические компании в России сегодня?

О необходимости развивать частный космос в России говорят уже довольно продолжительное время. Озвучивал это и гендир «Роскосмоса» Юрий Борисов, а недавно вот президент вновь поднял этот вопрос. Как же обстоят дела с этой сферой в России? Есть ли у нас аналог SpaceX?

Отвечая на вопрос про наш SpaceX, скажу сразу — такого у нас нет.

Гражданин Пройдёмтес

Но в последнее время всё чаще и чаще звучат заявления, что частный космос нам ну очень нужен. Например, в правительстве призывают открыть сферу для бизнеса, да и сам Роскосмос только за: нужно последовать примеру США, Европы и Китая и привлечь частные инвестиции.

Чем вообще будут заниматься частники?

Ну, во-первых, они могут создавать многоразовые ракеты. Или одноразовые. Тут уж кто во что горазд, однако в перспективе это позволит снизить затраты на космические запуски и сделать их более доступными для заказчиков.

Во-вторых, есть огромный потенциал для развития космического туризма. Широкую (и особенно богатую) публику такое развлечение в последние годы весьма привлекает. Даже если речь идет о суборбитальном полёте (случаев таких предостаточно).

Ну и в-третьих, частники могут производить космические аппараты: различные спутники, зонды и какие-нибудь транспортные средства для самых разных миссий.

Немного истории

Сама по себе идея отдать космическое производство в частные руки не нова, и SpaceX тут далеко не первые.

Да, до начала XXI века космос по всему миру был делом государственным. Но уже в середине 1970-х немецкий инженер Лутц Кайзер попытался запустить коммерческую космическую программу.

Он создал компанию OTRAG (Orbital Transport und Raketen AG) и разработал ракету-носитель для запусков небольших спутников. Интересно, что некоторые страны (например Заир, Ливия и Швеция) даже осуществили их запуск.

Испытательный пуск ракеты OTRAG
b14643.de

За несколько лет было проведено около 18 испытательных запусков, 15 из которых были успешны. Но потом по политическим причинам проект пришлось прикрыть.

А помните катастрофу шаттла «Челленджер» в 1986 году? В связи с этим правительство США временно запретило даже запуски коммерческих спутников с использованием шаттлов.

Тогда совместно с компанией McDonnell Douglas ВВС США использовали лёгкую ракету Delta, созданную на базе межконтинентальной ракеты Thor. С тех пор эта схема сотрудничества между частными компаниями и государственными организациями в США стала вполне привычной.

“Челленджер” погиб вместе со своим экипажем из семи человек 28 января 1986 года. Лопнувшее уплотнительное кольцо в правом твердотопливном ускорителе вызвало взрыв вскоре после запуска. На этой фотографии, сделанной через несколько секунд после аварии, видны маршевые двигатели и выхлопные газы твердотопливной ракеты-носителя, вплетённые в шар газа из внешнего бака. Поскольку запуски шаттлов стали почти рутинными после 24 успешных миссий, те, кто наблюдал за запуском шаттла лично и по телевидению, сочли зрелище взрыва особенно шокирующим и в него трудно было поверить, пока НАСА не подтвердило факт аварии
Kennedy Space Center
Запуск Ariel 1 на борту ракеты Thor-Delta
NASA

Интересно, что с закрытием программы Space Shuttle в 2011 году все орбитальные запуски в США теперь осуществляются частными компаниями: Lockheed Martin, Northrop Grumman и другими.

В 2000-х годах появляется целая куча новых частников. Это явление даже называют термином New Space.

Однако, безусловным лидером стала SpaceX, основанная Илоном Маском. Они не только разработали ракету-носитель Falcon 9 с возможностью многократного использования, но и создали семейство космических кораблей Dragon, которые предназначены для полётов к Международной космической станции.

Космический корабль SpaceX Crew Dragon на подлёте к модулю МКС «Гармония»
NASA

Нельзя не упомянуть и американскую компанию Scaled Composites, которой руководит авиаконструктор Берт Рутан. Они пришли к успеху в 2004 году — выиграли приз Ansari X в размере 10 миллионов долларов за первый в истории негосударственный суборбитальный полёта на одном многоразовом космическом аппарате всего за две недели.

Многие считают, что именно успешные полёты SpaceShipOne значительно приблизили эпоху космического туризма.

SpaceShipOne
Don Ramey Logan

Помимо этих ребят появились и другие: в США, Европейском союзе, Японии, Китае и иных странах. Они занимаются производством собственных ракет-носителей, в основном лёгкого и сверхлёгкого класса, а также спутников.

Некоторые из них, например The Spaceship Company (США) с кораблем SpaceShipTwo и Blue Origin (США) с New Shepard Crew Capsule, уже практикуют коммерческие полёты.

SpaceShipTwo закреплён под самолётом-носителем WhiteKnightTwo
NASA
Капсула New Shepard
NASA

И всё-таки, как же обстоят дела с частными космическими компаниями у нас?

СПУТНИКС

Компания «СПУТНИКС» (Спутниковые инновационные космические системы) была учреждена в 2011 году на базе отдела спутниковых технологий компании ИТЦ «СКАНЭКС». Она существовала с 2009 года, там разрабатывали системы ориентации и стабилизации микроспутника «Чибис-М» по заказу Института космических исследований РАН.

С начала 2012 года компания «СПУТНИКС» расширила свою деятельность и переключилась на разработки передовых технологий создания спутниковых платформ и производство систем для микроспутников и наноспутников.

В 2013 году они получили лицензию от Федерального космического агентства (на осуществление космической деятельности) и начали конструировать технологический демонстратор микроспутник «ТаблетСат-Аврора», который успешно запустили в 2014 году на ракете «Днепр».

ТаблетСат-Аврора
СПУТНИКС

Также у компании есть проект «ОрбиКрафт-Про», созданный на основе международного стандарта CubeSat.

Это такой набор-конструктор, который позволяет изготавливать разные наноспутники с полезной нагрузкой.

Построенные на основе «Орбикрафт-Про» научно-образовательные аппараты «СириусСат-1» и «СириусСат-2» были запущены с борта МКС 15 августа 2018 года.

Вообще, компания активно принимает участие в образовательных программах, например, в проекте Space-π. Школьникам и студентам дается возможность запустить в космос свой собственный аппарат с полезной нагрузкой. Впечатляет, не так ли?

СириусСат
СПУТНИКС

В рамках программы в космос отправится 100 небольших аппаратов формата CubeSat 3U. В 2022 году, например, с космодрома Байконур успешно запустили 16 таких аппаратов. Из них 10 использовали платформу «ОрбиКрафт-Про 3U».

А в августе 2021 года концерн «Ситроникс» (АФК «Система»), приобрёл 71,06 % СПУТНИКСа. Их представители заявили, что в ближайшие 2-3 года собираются запустить в космос спутниковую группировку для оптического и радарного дистанционного зондирования Земли.

На 2022 год построили уже 10 спутников, а ещё 12 было в производстве. Всего же группировка будет насчитывать 157 аппаратов.

Dauria Aerospace

Ещё одной компанией, производящей космические аппараты, стала Dauria Aerospace, которая была основана Михаилом Кокоричем в 2011 году. Они расположились в Технопарке «Сколково» под Москвой: там компания занималась изготовлением небольших спутников (а также комплектующими для них).

Спутник DX-1 компании Dauria Aerospace
pcmag.ru

Dauria Aerospace стала одной из первых частных компаний в РФ, чьи спутники были выведены на орбиту Земли: в 2014 году успешно запустили сразу три штуки.

В 2012 году Dauria Aerospace заключила контракт с госкорпорацией «Роскосмос» на создание двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н для дистанционного зондирования Земли. Сумма контракта составила 315 миллионов рублей.

Удалось это только к 2017 году, но после вывода спутников на орбиту установить связь с ними так и не получилось.

Из-за срыва сроков контракта и невозможности использования спутников Роскосмос выдвинул компании иск о взыскании неустойки в размере 274,1 миллиона рублей. В итоге, у компании не осталось иного выхода, кроме как признать себя банкротом( увы и ах).

МКА-Н
Dauria Aerospace

Ну а Михаил Кокорич продал свою долю в компании ещё в 2015 году и эмигрировал в США.

Сама же Dauria Aerospace в 2018 году прекратила своё существование. А начиналось так красиво.

SR Space

Ну, спутники спутниками, но всех ведь интересуют ракеты, верно? Начнём, пожалуй, с самой распиаренной в этом секторе компании.

В 2020 году предприниматель Олег Мансуров на деньги частных инвесторов создаёт компанию Success Rockets (АО «Успешные ракеты»).

Компания разрабатывает ракеты (Stalker, Nebo и Cosmos), двигатели и спутники. А в качестве ракетного топлива собираются использовать смесь метана и кислорода.

Также SR Space собирает и обрабатывает спутниковые данные, анализируя информацию с космических снимков.

Планы у компании наполеоновские. Как вам, например, постройка собственного космодрома?

SR Space
SR Space
SR Space

Впрочем, в 2021 году состоялся успешный тестовый запуск суборбитальной ракеты Nebo. А к 24 году хотят запустить и орбитальную ракету Stalker.

«Лин индастриал», S7 Space и «Космокурс»

В 2015 году компания «Лин индастриал» из Москвы анонсировала начало разработки собственной ракеты-носителя. Представлено было две модели: сверхлегкую «Таймыр» и легкую «Сибирь».

Лин индастриал
Лин индастриал

С 2016 по 2018 годы компания успешно провела огневые испытания жидкостного двигателя и системы управления. С тех пор каких либо внятных новостей о судьбе ракет не слышно. Вроде как, проблема в отсутствии финансирования.

В 2021 году на «Летней космической школе» в Сколково «Лин индастриал» представила буксир для аппаратов нано- и микро-класса. Ну а дальше разрабатывать планируется с с МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Но вообще, ещё до SR Space разработкой ракет сверхлёгкого класса уже занимались несколько компаний.

К примеру, S7 Space холдинга S7 Group планировала пуск ракет с платформы «Морской старт», но после 2014 года проект был бессрочно заморожен. Говорят, что позже к нему еще вернутся.

Планировала катать людей по суборбите компания «Космокурс», и даже собиралась создать для этого специальный корабль. Стоимость одного места на борту оценивалась в 200—250 тыс. долларов. Планировалось около 120 пусков в год!

Концепция компании
Космокурс

Более того, они хотели использовать стартовую площадку на космодроме «Байконур» или же совершать пуски с частного космодрома в Нижегородской области.

В феврале 2021 компания анонсировала свои планы по разработке ракеты-носителя. Однако, уже в апреле того же года она объявила о своем закрытии. Такие дела.

Также о создании сверхлёгких ракет сообщали компании «НСТР космические системы» и «ВНХ-Энерго», совместно с петербургским «Военмехом».

RoTech

Вроде бы всё как-то не очень весело, но хочется особенно выделить небольшой российский космический стартап.

С 2020 года участники проекта — студенты МГТУ имени Баумана — разрабатывают свои ракеты-носители.

RoTech

Вообще, бауманцы хотят создавать спутники для частных компаний и обеспечивать их запуск на низкую околоземную орбиту на собственных сверхлёгких ракетах.

Уже в мае 2022 года был успешно осуществлен пуск их ракеты «Мечта-ТТ-1», то есть твердотопливная.

Без сложностей, правда, не обошлось. Первый пуск должен был произойти в апреле, но он не состоялся из-за ложной команды на пуск от электроники, что привело к срабатыванию системы спасения и частичному разрушению ракеты.

Но ребята не отчаялись, извлекли ценные уроки и уже через месяц запустили новую ракету.

Испытания ракеты «Мечта-ТТ-1»
RoTech

Это, так называемый, итеративный подход (да, Маск делает так же). В процессе могут появляться разные проблемы, но это также увеличивает скорость проектирования.

В итоге, «Мечта-ТТ-1» достигла высоты в 183 метра.

А сейчас активно ведётся разработка итоговой ракеты-носителя с использованием ЖРД на перекиси водорода. Уже спроектированы и частично изготовлены различные элементы конструкции, двигатель проходит финальные стадии испытаний.

В общем, это отличный пример молодёжной инициативы в области космических технологий в России.

Будущее

В плане частного космоса у нас — поле непаханое. Коммерческие компании способствуют конкуренции, инновациям и расширению возможностей для исследования космоса.

Но есть одно но.

vk.com

Пока что такие проекты не шибко привлекательны для инвесторов, банально рынка под них у нас нет.

Инвестиции в основном поступали от энтузиастов, и практически никто не рассматривал эту сферу как перспективный бизнес.

Государство же до недавнего времени также не особо уделяло ей внимание.

В общем, нужно развивать рыночек, совершенствовать законодательство для новых игроков. И тогда в будущем можно ожидать роста числа новых проектов, а также развития сотрудничества с международными партнёрами.

Источник: Ferra