Чем заменить крейсер «Москва» и что может стать новым флагманом Черноморского флота

Нужны ли современному флоту ракетные крейсера? Для чего вообще используют флагманы сегодня?

Крейсер Москва погиб, и Черноморский флот лишился флагмана, какой корабль может его заменить? Насколько реалистичной выглядит постройка нового корабля, если у России проекты аналогичные по мощи вооружений и водоизмещению, но более современные?

Кто может стать новым флагманом?

Корабли строятся долго, стоят очень дорого (это по-прежнему самое дорогое оружие). Поэтому в обозримом будущем ничего нового не из ниоткуда не появится, это необходимо понимать. Соответственно, флагманом может стать корабль, следующий по ранжиру.

Предполагаемое фото гибнущего РК “Москва”

Если Черноморский флот самый слабый в России, то Балтийский флот и вовсе символический — так, со скандинавами поплескаться, у них флот довольно хилый. Ну, кроме датского — датский военный флот вполне сопоставим с Балтийским флотом. А дальше по уровню следует… Великобритания, которая уже давнооо не владычица морей. Правда, флот у неё сравнительно новый и продолжает обновляется, балтийцам он точно не по зубам. Балтийский флот оставался единственным, чьим флагманом был корабль в статусе эсминца. Точнее… когда-то был.

С потерей крейсера “Москва» Черноморский флот ослаб совсем, но всё-таки кораблей с управляемым ракетным вооружением (УРО) остаётся не мало. Самые современные корабли относятся к проекту сторожевых кораблей (или фрегатов) 11356Р “Буревестник». Несмотря на то, что они были спущены на воду и встали в строй недавно, это морально устаревающие образцы, ведь “Буревестник» — это проект 1970-х годов.

До 1977 года этот класс относили к большим противолодочным кораблям. Это подразумевает борьбу с подводными лодками: основное тяжёлое вооружение боевых кораблей против противника на море делится на противокорабельное (надводные суда) и противолодочное (подлодки).

Фрегат проекта 11356Р

У фрегатов проекта Буревестник основное управляемое ракетное вооружение (УРО) — противолодочный ракетный комплекс Раструб-Б с дальностью до 90 км и поражением до глубины в 500 метров, хотя он может работать и по надводным целям. На сегодня комплекс слабый и громоздкий.

В современном исполнении (11356Р) вооружение переделали. Теперь их профиль — крылатые ракеты Кинжал (и есть опция ракет Оникс, аналогичных береговым комплексам Бастион). Дальность работы крылатых ракет — до 2 тыс. километров, что даёт возможность работать глубоко по материку.

Таким образом, с принятием на вооружение этих штучек профиль отечественного флота меняется — если раньше он был оборонительный, и вооружение было в основном против морских целей, то новые фрегаты — это оружие наступательное, что как бы подразумевает возможности операций по поддержке сухопутных сил далеко за рубежом. И всё вместе это превращает российские корабли такого класса в оперативно-тактические ракетные комплексы морского базирования.

До американцев ещё ооочень далеко, но такие изменения — уже инструмент внешней политики, что и показали операции российского флота в Сирийской Арабской Республике.

У Черноморского флота таких фрегата три — “Адмирал Григорович», “Адмирал Эссен», “Адмирал Макаров». И, судя по всему, кому-то из них скоро предстоит заменить собой флагман ЧФ.

Нужны ли флоту крейсера?

Невероятное количество контуженных комментаторов ура-патриотов после трагедии “Москвы», завели свою старую шарманку — “нам от этого только лучше!». Мол, старая посудина, и так на ладан дышала, и ракеты старые, и РЛС с прочей начинкой… даже Марго Симоньян моложе этого крейсера!

И я даже не преувеличиваю — в комментариях к прошлой статье по теме, набежало много флотоводцев, ветеранов ДФ (Диванного флота), с мнением, будто крейсера вообще устарели, и зачем вообще нам такой класс — достаточно продолжать клепать фрегаты и стращать морской мощью. Те же турки имеют из надводных боевых посудин самое крупное — фрегаты с УРО, и ведь строят планы воссоздания Османской империи.

К тому же сегодня боевые корабли создаются с применением “стелс», что снижает их радиолокационную заметность, а крейсера типа Москва — прошлый век, очень уж заметные для РЛС. И, как показала практика, очень уязвимые, что бы с крейсером ни произошло.

Другой вопрос — вооружение. Современные ракетные вооружения не требуют под себя огромных кораблей. По восемь пусковых для ракет Калибр имеют и корветы проекта “Стерегущий», которые вот-вот должны стать в строй ЧФ. Да даже малые ракетные катера проекта Буян-М имеют те же 8 пусковых в универсальных корабельных стрельбовых комплексах. То есть 16 пусковых крейсера “Москва» легко заменят два корвета или два малых ракетных катера.

При этом они в 5-10 раз легче по водоизмещению, а экипаж составляет около 100 человек на корветах и до 52 человек на катерах. Спрашивается, ну и зачем он был нужен этот крейсер Москва, с водоизмещением в 11,5 тонн и экипажем в 500 человек? Слишком дорого по содержанию.

Стелс-эсминец США “Zumwalt”

Так нужны ли?

Только вы не забывайте, что вдобавок крейсер — это ещё и комплекс других вооружений. Фрегаты не несут на себе мощного ПВО, те же современные Буревестники имеют ЗРК Штиль, по параметрам близкий к ЗРК Бук и с той же ракетой. На современные фрегаты ставят флотский ЗРК Редут на базе С-350, но тоже в варианте комплекса среднего радиуса. А вот крейсер “Москва» с ЗРК дальнего радиуса С-300Ф нёс защиту не только себя любимого, но и всей группы кораблей рядом.

Но и ПВО — ещё не всё. Флагман — не просто красивое слово, которым наделяют тупо самый большой корабль флота. Корабли такого уровня несут на себе роль штаба, где располагается не только сам капитан корабля, но и управление группировкой. Флагман — это командный пункт всей Черноморской группы, осуществлявший управление и координацию, и ценен он отнюдь не только своими пусковыми для ракет.

Турецкий фрегат с УРО “Кемаль Реис”

Мощные РЛС, БИУС (боевая информационно-управляющая система), системы радиоэлектронной борьбы — всё это не только габаритное и не очень оборудование, но и “рабочие места» отдельных офицеров флота, им управляющих, которых тоже нужно где-то размещать. Флагманский корабль предоставляет всё это, поэтому он больше, чем просто крупная-мощная боевая единица.

С потерей такого корабля боеспособность Черноморского флота теряет не только 16 пусковых и единственный С-300 морского базирования, но и управление всей группировкой, которая теперь стала полуслепой и гораздо более беззащитной.

Оперативно заменить его нечем — находящиеся в Средиземном море братья-близнецы тихоокеанский “Варяг» и “Маршал Устинов» Северного флота не смогут попасть в акваторию Чёрного моря, которая заперта турецкой стороной, контролирующей проливы Босфор и Дарданеллы.

Испанский универсальный десантный корабль Juan Carlos I. Его турецкий брат-близнец станет новым флагманом турецкого флота

Сейчас частично функции флагмана могут передать фрегату “Адмирал Эссен» — по крайней мере, об этом ходят слухи, но полноценно восстановить управляемость Черноморского флота в обозримом будущем нечем. А это говорит о том, что боеспособность флота значительно снижена и возможность дальнейших морских операций России в акватории Чёрного моря под большим вопросом.

Источник: Ferra