Ученые заставили атомы «танцевать» и создали магнит

Исследователи Университета Райса разгадали механизм, позволяющий заставить атомы танцевать, и результат получился просто волшебным. В своей работе, опубликованной в журнале Science, специалисты под руководством квантового материаловеда Ханью Чжу обнаружили, что, подвергая фторид церия воздействию сверхбыстрых световых импульсов, они могут заставить атомы кружиться в штопорообразном танце, называемом хиральным фононом.

Почему это так важно? Оказывается, этот атомный танец превращает кристалл в магнит. Представьте себе: атомы вращаются, электроны выравниваются, и вуаля – у вас есть магнит без необходимости создания мощного магнитного поля. Это похоже на хореографию микроскопического балета, который не подчиняется законам физики.

«Мы хотели посмотреть, сможем ли мы заставить атомы танцевать и заставить электроны следовать их примеру», – объясняет Чжу. Этот атомный танец, хотя и кратковременный, имеет долгосрочные последствия, открывая возможности для создания молниеносных и энергоэффективных квантовых информационных систем.